Горячая новость: Как фобии мешают нам жить

Словенский писатель XVII века подарил миру вампиров

  • 13-11-2020
  • комментариев

Джордж Чакирис и Джеральдин Джеймс, появившиеся в 1978–1979 годах в постановке «Страсти Дракулы» в Королевском театре в Лондоне. Стив Бертон / Кистоун / Гетти

Несколько лет назад казалось, что нельзя включить телевизор, не наткнувшись на одного из множества вампиров поп-культуры, таких как сериал «Сумерки», «Клинок», «Интервью с вампиром» и «Настоящая кровь». Хотя Баффи Истребительница вампиров и Авраам Линкольн: Охотник на вампиров, возможно, пришли и ушли, не ожидайте, что драма о вампирах исчезнет в ближайшее время - это фольклорное существо в основном в моде с 1897 года, когда Брэм Стокер опубликовал Дракулу.

Хотя большинство людей подумают, что роман Стокера «изобрел» вампиров, как мы думаем о них сегодня, это правда лишь отчасти. Дракула популяризировал вампиров, и некоторые аспекты их поведения и способностей - такие как превращение в летучую мышь, волка или туман, лазание по вертикальным стенам, как паук, необходимость спать весь день - Стокер, безусловно, не был первым, кто опубликовал отчет о том, что составляет вампирское существо, и большинство характеристик графа Дракулы не были изобретением самого Стокера.

Оксфордский словарь английского языка приписывает первое использование слова вампир эссе под названием «Путешествия трех английских джентльменов», написанному в 1734 году и опубликованному в 1745 году. Хотя уже существовали письменные документы 1725 года, когда австрийские официальные лица сообщили о сербской традиции раскопок. закопанные трупы и «убийство вампиров». Однако предания о вампирах уходят корнями в далекое прошлое, они сыграли свою роль в народных сказках по всей Центральной и Восточной Европе. Настоящее слово вампир неясного происхождения. Одна из теорий связывает его с древнерусским словом упыри, означающим «сильно колоть», которое упоминалось как существительное в средневековом русском тексте «Слово святого Григория». Но в OED не упоминается первая печатная книга, описывающая практики вампиров: «Слава герцогства Карниола», опубликованная в 1689 году. Автором был Иоганн Вейхард Фрайхер фон Вальвазор, словенский аристократ, живший в тогдашней империи Габсбургов. на словенском и немецком языках. Его читали достаточно широко, чтобы получить почетное членство в знаменитом Лондонском Королевском обществе.

Таким образом, именно Вальвазор, эрудит, издатель, ученый и этнограф, написал то, что кажется первым печатным текстом о вампирах, и именно этот текст послужил источником вдохновения для «правил» вампиризма, закрепленных Брэмом Стокером в своей книге. Роман 1897 года, Дракула. Вальвазор интересовался записью фольклора и традиций своей родины, региона под названием Карниола на территории современной Словении, которая тогда была сердцем Габсбургов. Вальвазор представляет собой захватывающую точку опоры между абсолютной верой в магию и сверхъестественное и желанием найти научное, рациональное объяснение необъяснимым явлениям. Он искренне, всем сердцем верил в сверхъестественных существ и был полностью религиозен (что, конечно, требует твердой веры в сверхъестественное), но он также искал научных объяснений, чтобы «объяснить» то, что повсеместно считалось результатом магии. Это очевидно из самого известного исследования Вальвасора «исчезающего озера» Церкница, которое полгода является засушливым пастбищем, а полгода разливается и становится самым большим озером в Словении. По преданию, группа ведьм, выполняющих ритуалы на вершине местной горы, контролировала затопление и осушение озера. Но хотя Вальвазор верил в колдовство, он был полон решимости найти более естественное объяснение. Так он и сделал - за одно или два поколения до того, как Просвещение сделало подобные исследования нормой.

Вальвазор записывает историю истрийского вампира по имени Джордж (или Гиуре, если быть точным). Традиции мифологии вампиров, особенно то, как вампира можно убить, берут начало в его текстах. Он написал конкретный пример из 1672 года, случай Джуре Грандо.

В городке Кринк, в ночь после погребения только что умершего Гюре, священник по имени отец Георгий наслаждался трапезой после похорон с вдовой Грандо и родственниками. Когда священник открыл дверь, чтобы уйти, он заявил, что видел «мертвого человека, сидящего за дверью», после чего сбежал. В последующие недели Гюре заметили многочисленные бывшие знакомые, которые обычно ходили по домам и стучали в двери по всему городу. Жители домов, в двери которых он стучал, начали умирать, и местные жители этому не обрадовались. Даже вдова Грандо утверждала, что видела его и спала с ним, прежде чем она обратилась за защитой к местному шерифу Михо Радетичу. Это делает Шерифа Михо первым зарегистрированным охотником на вампиров. Он отправился в путь с командой из девяти «храбрых соседей», усиленных количеством «сильных духов», неся два фонаря и распятие. Они вскрыли могилу Гюре и обнаружили, что «лицо трупа покраснело; он повернулся и посмотрел на них с улыбкой, затем открыл рот ». Все девять охотников на вампиров испугались (понятно, надо сказать) и убежали. Шериф пришел в себя и (насмешливо комментирует Вальвазор) «был очень раздражен, обнаружив, что девять живых мужчин не могут справиться ни с одним мертвым и превращаются в кроликов одним взглядом».

Было, по-видимому, несколько традиционных методов повторного убийства трупов вампиров. Первым, что попытался сделать шериф Михо, было проткнуть подозрительно красный (и подвижный) труп в живот колом из боярышника. Но Гиуре оказался слишком устойчивым: кол отскочил от его живота, и они не смогли его проткнуть.

Время для плана Б. Шериф Михо вызвал священника, который выполнил обряд экзорцизма (тот, который почти наверняка вдохновил Экзорциста, хотя он не упоминается), поднял распятие при свете лампы и неоднократно кричал: «Вот Иисус Христос, Который спас нас от проклятия и умер за нас! » Труп Гюре заплакал. Другой член команды попытался отрубить Джуре голову садовой мотыгой, но он пошел на это без особого энтузиазма. Поэтому вмешался местный авторитет, маршал Миласич, и использовал мотыгу, чтобы «отправить голову мертвого в полет» (Вальвазор не стеснялся описывать части тела, являющиеся снарядами). Как только его отрубили, голова «закричала, как будто он был еще жив, и могила наполнилась кровью». Замечательно прозаичной кодой Вальвазор завершает эпизод словами: «И с этого момента Грандо оставил свою жену и других людей в покое».

В то время как фольклор вампиров существует гораздо дольше, с вампироподобными монстрами, описанными в древних сказках в большинстве культур мира, мы можем отдать должное чудесно-живому Вальвазору, который первым систематизировал вампирскую историю, сочиненную как факт, в печатная книга. Так что в этот Хэллоуин, может быть, подумайте о том, чтобы сделать своей музой Джуре Грандо, а не Дракулу.

Доктор Ноа Чарни - профессор истории искусств и автор бестселлеров из Словении. Среди его последних книг - «Словенология: жизнь и путешествия в лучшей стране мира» и «Собиратель жизней: Джорджо Вазари и изобретение искусства». Найдите его на www.noahcharney.com.

комментариев

Добавить комментарий