Патрик Ли-Фермор, человек, влюбленный в разные места, яркие культуры и, прежде всего, в разных людей
Патрик Ли-Фермор, скончавшийся в июне этого года, сумел вписать в свою весьма своеобразную жизнь больше, чем большинство городов могу надеяться показать. Это не праздное заявление. Было бы почти возможно - если маловероятно - найти людей, которые освоили несколько литератур, классических и современных, после того, как их выбросили из каждой школы, в которой они учились, или прогуливались по Европе, или соблазняли (и соблазняли) всех дочери бакалейщика принцессам, или успешные солдаты спецназа, чья коронная операция включала прыжок с парашютом на Крит и похищение немецкого генерала, или чудесно развлекали певцов и эрудированных рассказчиков внушительным количеством алкоголя.
В большинстве городов есть несколько человек, которые могли бы сделать что-то похожее. Но идея о том, что на самом деле мог быть один человек, который сделал все это, почти смехотворна, но только такие почти смехотворные сравнения помогают понять удивительную жизнь Патрика Ли-Фермора. И, на самом деле, его непреходящее наследие вряд ли будет одним из этих выдающихся достижений. Когда он не делал жизнь обычных людей такой унылой, как коммунистический бетон, он также находил время писать.
Это относительно скудное произведение; пара переводов и сборников писем и сочинений, книга о его жизни среди бенедиктинских и траппистских монахов, роман и шесть книг о путешествиях. Даже книга, которая, возможно, наименее из них, «Три письма из Анд» 1991 года о его путешествиях в Перу, которую на самом деле заказал его редактор как способ помочь ему преодолеть писательский тупик, содержит очень хорошие путевые заметки. То же самое можно сказать о Мани (1958) и Румели (1966), действие которых происходит в Греции, в одной из его самых любимых мест, где он должен был жить последние десятилетия своей жизни.
Но Первые две книги из трех, которые он планировал написать о своем путешествии от Крюка Голландии до Константинополя, содержат одни из лучших произведений в жанре. Фильм 1977 года «Время подарков» охватывает его путешествие из Голландии в Венгрию, а «Между лесом и водой» (1986) заканчивается на тогдашней югославско-румынской границе.
Они были написаны через несколько десятилетий после событий, которые он написал. описывает очень необычную перспективу. Каким-то образом Ли-Фермору удается заставить открытое любопытство и чистую чистую радость молодости чудесным образом переходить от обучения и опыта гораздо более старшего человека. Это знание может быть поразительным и даже пугающим. Относительно приземленный отрывок включает в себя расследование того, почему Шекспир (каковы бы ни были его другие способности, но не великий географ) мог подумать, что у Богемии, не имеющей выхода к морю, в «Зимней сказке» есть побережье.
Но скорее так, по-разному , математикам и композиторам-классикам, возможно, придется идти сложными путями на пути к ясному и простому решению, в сочинении Ли-Фермора в конечном счете делается простая мысль: сколько удовольствия можно получить от других мест, других культур и большей части все, другие люди, для непредубежденных и мирских людей.
В этих книгах тоже есть необычайно элегическое качество. Они описывают Европу, которую катастрофические войны, политика и современные технологии с тех пор полностью изменили. Одна из великих историй Ли-Фермора отошла в сторону в «Время подарков». Он перескакивает на много лет вперед от своих ранних путешествий до своего подвига времен Второй мировой войны по захвату немецкого генерала, руководившего островом Крит. Убегая от немецких патрулей, похитители и их жертвы останавливаются, чтобы полюбоваться великолепным восходом солнца. Генерал цитирует, как бы про себя, строчку из великого римского лирического поэта Горация, и Ли-Фермор плавно повторяет остальную часть оды. Как он позже писал, это было как будто «… на мгновение война закончилась. Мы оба пили у одних и тех же фонтанов задолго до этого, и все остальное время, проведенное вместе, между нами было по-разному ».
комментариев