Основатель Nikola возвращается к сомнениям Илона Маска и объясняет свой грандиозный план: вопросы и ответы
Тревор Милтон выступает на мероприятии Nikola World 2019 в Фениксе, штат Аризона. Никола Мотор
В бурном 2020 году, который разрушил мировую экономику и обанкротил вековые предприятия по всей Америке, стартап по производству электрических грузовиков Nikola Motor из Феникса, штат Аризона, неожиданно стал восходящей звездой в депрессивном технологическом секторе.
Основанная в 2015 году серийный предприниматель и перевозки энтузиастов Тревором Милтон, Никола делает тяжелых полуприцепов грузовых автомобилей на питание от водородных топливных элементов, спорного альтернативы наиболее популярных литий-ионных батарей в электрических транспортных средствах.
С момента своего дебюта на публичном рынке на Nasdaq 4 июня цена акций Nikola взлетела более чем на 100%, в результате чего рыночная стоимость компании превысила стоимость Ford, Fiat-Chrysler и многих других признанных автопроизводителей. На момент публикации в прессе акции Nikola торгуются по 74 доллара за акцию, при этом стоимость компании составляет 26 миллиардов долларов.
Однако, в отличие от тех гигантов газовых автомобилей, которые продают миллионы автомобилей каждый год, Никола еще не поставил грузовиков. И поскольку название компании становится популярным, ее основная технология, водородные топливные элементы, сталкивается с растущими сомнениями экспертов по электромобилям во главе с генеральным директором Tesla Илоном Маском, которые утверждают, что водород слишком неэффективен и дорог, чтобы использовать его в качестве основного источника энергии для автомобили.
В интервью Observer в начале этого месяца Милтон, ныне исполнительный председатель компании Nikola, ответил на эти противоречия и рассказал о конкуренции Николы с Tesla. Он также поделился мыслями о заоблачной оценке компании прямо сейчас и о том, почему его не беспокоит тот факт, что Форд и Крайслер могут обидеться.
(Следующие вопросы и ответы были отредактированы и сокращены для ясности.)
В прошлый раз, когда мы говорили, семь месяцев назад, Никола и водородные топливные элементы были довольно новыми концепциями. Теперь, благодаря вашему блокбастеру IPO, кажется, все вдруг заинтересовались водородными автомобилями. Прежде чем мы погрузимся в вопросы об IPO и дебатах о водородных батареях, не могли бы вы вкратце объяснить, что такое водородный топливный элемент? Как запустить машину?
Топливный элемент - это, по сути, электрическая сеть на вашем автомобиле, которая на ходу вырабатывает электричество из водорода. Единственным побочным продуктом процесса является вода. Это как постоянный генератор на транспортном средстве, у которого не заканчивается энергия, пока у вас есть водород.
Чем он отличается от электромобилей с литий-ионными аккумуляторами?
Аккумуляторный электромобиль (BEV) заряжается от внешнего источника энергии. По мере движения он просто истощается. Так что вам всегда нужно подключать его к розетке. В водородном автомобиле у вас все еще есть аккумулятор, но он намного меньше. И у вас есть топливный элемент, который постоянно поддерживает эти батареи заряженными, что дает вам гораздо больший радиус действия.
Водород также намного легче. Водородный полуприцеп может весить на 10 000 фунтов легче, чем аккумуляторный электромобиль.
Вот почему вы, например, решили специализироваться на грузовиках, а не на легковых автомобилях?
Да. В грузоперевозках вес решает все. От того, сколько грузовик весит пустой, зависит, сколько груза он может перевезти. Чем легче ваш грузовик, тем больше вы зарабатываете на каждой загрузке. И, честно говоря, на продаже грузовиков можно заработать много денег, тогда как на [продаже] автомобилей денег почти нет. Вот почему мы любим грузоперевозки.
До появления Николы на ограниченных рынках было несколько легковых автомобилей на водороде (Toyota Mirai, Hyundai Nexo SUV и т. Д.). Похоже, что одна из серьезных проблем, связанных с их более широким распространением, - это построить обширную сеть заправочных станций водородом, подобную той, что мы видим в сети зарядки Tesla. Как Никола подходит к этой проблеме?
Мы находимся в процессе строительства 700 водородных станций в США для наших грузовиков. Это огромные, каждый из которых может без проблем перезарядить тысячи автомобилей. И эти станции будут разбросаны по всей стране. Очень скоро люди смогут ездить на водородных грузовиках по всей стране.
Помимо проблемы с инфраструктурой, есть еще много скептицизма по поводу эффективности водородных автомобилей. Фактически, одним из самых больших критиков является Илон Маск, который много раз высмеивал топливные элементы по разным поводам. Его основная проблема с этой технологией заключается в том, что для отделения водорода от воды требуется слишком много энергии, прежде чем вы сможете использовать водород. Кроме того, его безопасное хранение обходится очень дорого. Как вы ответите на этот аргумент?
Я думаю, что проще всего думать об этом, что Илон не использует батареи для запуска своих ракет в космос.
Батарейки не все решают. Требуется ли больше энергии для создания водорода? Он менее эффективен в общем пробеге? Да, в некоторых ситуациях бывает. Но эффективность здесь не самая большая проблема. У всех есть неэффективность. Знаете ли вы, насколько неэффективна сеть, которая сжигает природный газ или уголь для питания электромобиля? Важны вес и стоимость проезда на милю автомобиля.
Мы производим водород 24 часа в сутки 7 дней в неделю по контрактам с ветряными и солнечными электростанциями. Со временем мы сможем производить его по цене от 2 до 3 долларов за килограмм. Сейчас у нас меньше 4 долларов. Это важно, потому что на 4 доллара дешевле дизельного топлива. Когда мы снизим его до 2 или 3 долларов, это будет дешевле, чем автомобили с аккумулятором.
Тревор Милтон и сотрудники Nikola на мероприятии Nikola World 2019. Никола Мотор
На той же неделе, когда было IPO Nikola, Tesla заявила, что намерена увеличить производство собственного грузового автомобиля Tesla Semi. Что вы думаете об этих новостях? Вы чувствуете угрозу со стороны конкуренции?
Думаю, это комплимент. Я имею в виду, приятно осознавать, что мы влияем на решения Илона. Мы ничего не имеем против Tesla. Но вы определенно можете сказать, что мы их пугаем, потому что теперь он посвятил все ресурсы Tesla проекту полуприцепа. Я также думаю, что он преследует грузовую промышленность, потому что он наконец понял, что в этом есть лучшие деньги.
Говоря о конкуренции Tesla, Никола недавно представил ответ на Cybertruck, пикап Badger. Расскажите об этом подробнее. Почему это так важно?
Я вырос на ферме и всю жизнь владел грузовиками. Я думаю, что Cybertruck Tesla создан не для настоящих владельцев грузовиков; они созданы для фанатиков Tesla. В этом нет ничего плохого. Я имею в виду, если вы можете заставить людей покупать ваш продукт, это хорошо для вас.
Но пикап Badger - настоящий грузовик. Он создан, чтобы конкурировать с Ford F-150. Мы говорим о том, чтобы можно было поставить на него лестницы, тащить с собой прицепы и уходить с ними по дороге. С ним можно все. И это пикап с нулевым уровнем выбросов, который работает как от [литий-ионных] батарей, так и от топливных элементов. Вы получаете всю производительность электромобиля, а также мощность и запас хода водородного автомобиля. Он может дать вам до 600 миль на каждой зарядке. Никто другой к этому и близко не подошел.
Почему вы все еще предлагаете вариант с аккумулятором, если водород настолько хорош, как вы описали ранее?
Потому что я не верю, что один размер подходит всем. Я очень много говорю об этом. Аккумулятор отлично подходит для езды по городу. Но когда вы буксируете прицеп или едете на большие расстояния, разумнее иметь водород. Каждому нужен выбор. Вот почему мы предлагаем оба варианта.
На Badger начнутся предварительные заказы на следующей неделе (29 июня). Каковы сроки изготовления и доставки? И сколько это будет стоить?
Мы выбираем OEM прямо сейчас, о чем будет объявлено в ближайшее время. Мы ожидаем, что производство начнется примерно в 2022 году, в зависимости от того, кто наш OEM. Цена Badger составит от 60 000 до 90 000 долларов в зависимости от опций.
Пикап Nikola Badger. Никола Мотор
Довольно дорогой грузовик! Поскольку вы нацелены на производство в 2022 году. Беспокоитесь ли вы по поводу экономического спада, который может отрицательно сказаться на продажах пикапов высокого класса в ближайшие годы?
На самом деле, нет. Мы совершенно новая компания, поэтому все, что нам нужно, - это подняться. Мы не собираемся строить три миллиона автомобилей в год. Если нам удастся построить 30 000 грузовиков в год, это здорово. Вы говорите о доходах в миллиарды долларов. Это может занять некоторое время. Но инвесторы терпеливы к нам. Люди не ожидают, что в первый же день у нас появятся сотни тысяч автомобилей.
Стоимость акций Николы резко выросла с момента IPO. Компания оценивается более чем в 20 миллиардов долларов, больше, чем Ford и Fiat-Chrysler, но еще не поставила никаких продуктов. Что вы думаете о курсах акций прямо сейчас? Вы думаете, что это немного переоценено?
Я особо не слежу за курсом акций. Да, мы стоим больше, чем некоторые из крупнейших автопроизводителей. Это явно их злит. Им не нравится идея, что кто-то новый может когда-нибудь их победить.
Но они не понимают, что мое поколение хочет полного изменения к лучшему. Эти парни не верят в электрификацию. Они строят один или два электромобиля, чтобы сохранить свои рабочие места. Старшее поколение может насмехаться над нами сколько угодно. Но мое поколение больше заботится о решении больших и сложных проблем. Мой бизнес - это не только квартальная прибыль; это о том, скольким людям я могу помочь. Поэтому наша оценка выше. Они никогда этого не поймут, потому что они не такие, как мы.
комментариев